Показать сообщение отдельно
Old 28.08.2012, 17:10
*MiLeliya*
Мама-академик
 
Аватар для *MiLeliya*
 
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508549
*MiLeliya* репутация неоспорима*MiLeliya* репутация неоспорима*MiLeliya* репутация неоспорима*MiLeliya* репутация неоспорима*MiLeliya* репутация неоспорима*MiLeliya* репутация неоспорима*MiLeliya* репутация неоспорима*MiLeliya* репутация неоспорима*MiLeliya* репутация неоспорима*MiLeliya* репутация неоспорима*MiLeliya* репутация неоспорима

Награды пользователя:
Самостоятельная мама Доброе сердце Чтец форума Бронзовый кубок Киноманка форума Мама девочки 
Всего наград: 6

По умолчанию

На грани реальности

Энтони Берджесс – английский писатель, автор книги «Заводной апельсин», экранизированной режиссером Стэнли Кубриком. Берджесс написал не только эту книгу, а ещё и ряд других. Сейчас речь пойдет о романе-фантасмагории «Доктор болен» - «повествовании в традициях прозы интеллектуального эксперимента».

Есть такие книги, которые читаешь и жаль, что они заканчиваются. Роман «Доктор болен» к таким отнести сложно. Попробуем разобраться, почему. И начнем с сюжета романа.
Эдвин Прибой, философ и лингвист, живет в мире фонетико-грамматических законов. Он знает, из какого языка пришло то или иное слово, может рассказать, чем родственны разные слова, играет словами и очень доволен жизнью «книжного червя». Наука и слова заменяют ему реальный мир. Жена Эдвина страдает от недостатка внимания и изменяет ему. Потрясенный доктор философии окончательно теряет связь с реальностью и попадает в клинику. Там изучают природу его болезни и собираются сделать операцию на мозге. Но Эдвин сбегает. Ищет жену, т.к. только у неё весь его заработок за последнее время, включая аванс, но не может найти её - они недавно переехали в Лондон и жена жила в одном отеле, но съехала, не сказав, куда. Эдвин без денег, в больничной одежде, побритый налысо. Он попадает на самое дно Лондона, водится с проститутками, мелкими мафиози и другими людьми, промышляющими чем попало…
Первая треть книги посвящена событиям в больнице. Больница – вообще невеселое место, возможно, поэтому получилось мало занимательное начало. Читатель узнает, какие манипуляции проводят с больным Прибоем, сопереживает и содрогается при упоминании всех этих трубочек, шприцев и так далее.
Позже Эдвин сбегает из клиники и оказывается среди деградирующих слоев Лондона. Он учится врать, воровать, сбывать фальшивые деньги. Всё это тоже не весело.
Далее перед нами открывается следующая перспектива, и мы возвращаемся к тому, с чего начали – к больнице. Эдвин лежит в послеоперационной палате, его навещает жена Шейла, и теперь Эдвину важно одно: что было на самом деле, а что – только плод его фантазии, состоянии комы. А потом даже то, что было раньше, становится неважно. Потому что Шейла его окончательно оставила. Потому что он здоров. Потому что завтра будет новый день, новые встречи, новые дела.
Сюжет книги на любителя, но написана она бойко. Читатель легко преодолевает страничку за страничкой, спотыкаясь лишь там, где доктор Прибой рассуждает о словах, фонемах и так далее. Немаловажное достоинство романа – его краткость (270 страниц маленького формата). Читатель не успевает окончательно соскучиться, как книга заканчивается.
В целом, несмотря на больничные оттенки, настрой книги позитивен: доктор филологии Эдвин Прибой здоров, на светлое будущее настроен бодро и оптимистично, а значит, всё обязательно будет хорошо.
*MiLeliya* вне форума   Ответить с цитированием