10.10.2012, 00:26 | |
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508549 |
«Планета людей» Книга Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей» автобиографична. Это было наиболее ценно для меня. Благодаря лирико-философским размышлениям я лучше поняла, каким человеком был Сент-Экзюпери: честным, душевным, близким, любящим. Благодаря воспоминаниям Сент-Экзюпери я больше узнала о его жизни. Автор вспоминает не только о своих вылетах, он говорит о своих друзьях. Сент-Экзюпери рассказывает о друге Мермозе, который «покорял пески и горы, ночь и море». Ведь это Мермоз прокладывал дорогу через Анды, это он «взялся за разведку ночи», а когда «ночь была приручена, Мермоз взялся за океан». «Уже в 1931 году он впервые доставил почту из Тулузы в Буэнос-Айрес за четверо суток. На обратном пути у него что-то случилось с маслопроводом, и он опустился прямо на бушующие воды Атлантики. Оказавшееся поблизости судно спасло и почту и экипаж». Жан Мермоз погиб в 1936 году, во время перелета через Атлантический океан. В «Планете людей» Сент-Экзюпери рассказывает и о другом своем друге – Гийоме. Однажды он ушел в рейс через Анды, попал в аварию, была страшная буря, которая сбивала пилота с ног, и он двое суток ждал её завершения, спрятавшись под кабиной самолета. В сорокоградусный мороз он шел пять дней и четыре ночи, без еды и воды, «каждый день перочинным ножом расширял надрезы на башмаках, в которых уже не умещались обмороженные, распухшие ноги». Но Гийоме шел, потому что его ждали, он говорил себе: «Если жена верит, что я жив, она верит, что я иду. И товарищи верят, что я иду. Все они верят в меня. Подлец я буду, если остановлюсь!». И Гийоме дошел, он спасся. Анри Гийоме погиб в 1940 году, когда вел пассажирский самолет и был сбит неизвестными истребителями. Сент-Экзюпери не говорит громких слов о своих друзьях, но в каждой строчке, которая повествует об их подвигах, сквозит авторская гордость. Он рассказывает о том, как счастливы были пилоты, когда могли поговорить по душам, вспомнить свои приключения, как они дорожили своей дружбой. Сент-Экзюпери рассказывает и о себе, как он и механик Прево потерпели аварию в пустыне, как их мучила жажда, а воды не было, как они шли, шли, шли… Пока, к своей радости, не встретили араба, который спас их, избавил от жажды. Очень интересны философские размышления Сент-Экзюпери. Из каждой мелочи, каждой частности, очередного воспоминания рождается картина ценностей этого прославленного пилота. Мы понимаем, что Сент-Экзюпери не дорожил ничем материальным, истинной ценностью у него обладала дружба, любовь (правда, о ней он говорил совсем мало) и ощущение полета, которое ничто не может заменить. Для Сент-Экзюпери и его друзей-пилотов важно не то, что они перевозят почту из одного конца света в другой. Важен сам полет, это единение с природой, когда ты летишь и чувствуешь себя птицей. А иначе и объяснить нельзя эту любовь к летному делу в то время, когда моторы были ненадежны, когда пилот не знал, какой сюрприз ему может преподнести машина в очередном рейсе. Но пока могли, пилоты продолжали летать, ведь именно в полете они были свободны… Факт: «В 1938 году Сент-Экзюпери предпринял перелет Нью-Йорк – Огненная Земля, во время которого потерпел аварию в Гватемале. Находясь на лечении в Нью-Йорке, он пишет «Планету людей», над которой продолжает работать по возвращении во Францию. В начале 1939 года книга выходит в издательстве Галлимара. В том же году Французская академия присуждает книге Большую премию романа». ------- Цитаты из произведения Здесь. |
10.11.2012, 17:21 | |
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508549 |
История любви, которая и сама растворилась, как дым… Но какая же она была красивая!
«О какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая! Они думали, как другие напевают. Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим ещё, может быть, больше, чем им самим. Незнакомым на улице, выстраивающимся на прогулке далям, комнатам, в которых они селились и встречались. Ах вот это, это вот ведь, и было главным, что их роднило и объединяло! Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной. Они дышали только этой совместностью. И потому превознесение человека над остальной природой, модное нянчение с ним и человекопоклонство их не привлекали. Начала ложной общественности, превращенной в политику, казались им жалкой домодельщиной и оставались непонятны». «Доктор Живаго» - очень нежное произведение. Вспомним, например, те строчки, где автор рассказывает, как Юрий разговаривал с собою после расставания с Ларой и её дочкой Катенькой: «Прощай, Лара, до свидания на том свете, прощай, краса моя, прощай, радость моя, бездонная, неисчерпаемая, вечная». И ещё: «Прелесть моя незабвенная! Пока тебя помнят вгибы локтей моих, пока ещё ты на руках и губах моих, я побуду с тобой. Я выплачу слезы о тебе в чем-нибудь достойном, остающемся. Я запишу память о тебе в нежном, нежном, щемяще печальном изображении. Я останусь тут, пока этого не сделаю. А потом и сам уеду. Вот как я изображу тебя. Я положу черты твои на бумагу, как после страшной бури, взрывающей море до основания, ложатся на песок следы сильнейшей, дальше всего доплескивавшейся волны. Ломаной извилистой линией накидывает море пемзу, пробку, ракушки, водоросли, самое легкое и невесомое, что оно могло поднять со дна. Это бесконечно тянущаяся вдаль береговая граница самого высокого прибоя. Так прибило тебя бурей жизни ко мне, гордость моя. Так я изображу тебя». И сравнения. Вернемся, всё же, к ним. Пастернак говорит о липах, которые в поезде проезжает Юрий: «Доктор не мог подойти к окну вследствие давки. Но он и не глядя видел в воображении эти деревья. Они росли, наверное, совсем близко, спокойно протягивая к крышам вагонов развесистые ветки с пыльной от железнодорожной толкотни и густой, как ночь, листвой, мелко усыпанной восковыми звездочками мерцающих соцветий. Это повторялось весь путь. Всюду шумела толпа. Всюду цвели липы». Автор сравнивает вечер с вербой: «Морозный, прозрачно-серый, сердобольный, как пушинки вербы». Ещё одно сравнение: «Окна в снежной сетке инея налиты розовым жаром зари, которая рдеет в них, как красное вино, разлитое по хрустальным бокалам». А как красиво Пастернак говорит о заснеженной рябине - «рябина в сахаре»! «Она была наполовину в снегу, наполовину в обмерзших листьях и простирала две заснеженные ветки вперед навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые и, ухватившись за ветки, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движением рябина осыпала его с ног до головы. Он бормотал, не понимая, что говорит, и сам себя не помня: - Я увижу тебя, красота моя писаная, княгиня моя рябинушка, родная кровинушка». Б. Пастернак рассказывал о том, как много значил для него роман «Доктор Живаго»: «”Живаго” – это очень важный шаг, это большое счастье и удача, какие мне даже не снились. Но это сделано, и вместе с периодом, который эта книга выражает больше всего, написанного другими, книга эта и её автор уходят в прошлое, и передо мною, ещё живым, освобождается пространство, неиспользованность и чистоту которого надо сначала понять, а потом этим понятым наполнить». Но автор не успел выполнить эту новую задачу. А я рада тому, что есть – этому роману, этой удивительной истории любви, которая могла бы быть самой обыкновенной, если бы не поэтичное, лиричное, красивое описание Пастернака. Так цветок пробивается через асфальт. Так среди хаоса и разрухи расцвела любовь Юрия и Лары… Факты: 1. «Доктор Живаго» был начат в декабре 1945 года, последние изменения в его текст были внесены в декабре 1955-го». 2. «Смерти не будет» - первое название романа в карандашной рукописи 1946 года. Здесь же эпиграф из Откровения Иоанна Богослова: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопль, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». 3. Роман не печатали на родине 30 лет. ------- Цитаты из романа Здесь. |