![]() |
|
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508550 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]()
Фиорина
Думаю, Мэгги так любила Ральфа, что не могла посвятить себя другому мужчине ![]() tapa4ka Спасибо, Машенька! ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508550 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() «Ночной полёт» Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Достаточно победить призрак <страха>, и это ремесло <ремесло летчика> становится таким же, как всякое другое. Летать ли на высоте десять тысяч метров или плести соломенные кресла… потому что призрак уже мёртв; я проверил это не однажды. И во время ночных полетов. И когда тонул в море. И когда умирал от жажды… Дора <директор авиалинии Дидье Дора> не учил людей мужеству: он заставлял их убивать призраки. Я уже говорил об этом в «Ночном полете». Главный герой книги Антуана де Сент-Экзюпери «Ночный полёт» - Ривьер, директор сети воздушных сообщений. Думаю, если отталкиваться от приведенной цитаты автора, можно предположить, что Сент-Экзюпери хотел показать в своей книге то, как директор выковывает своих пилотов: бесстрашных, сильных духом, не страшащихся вылетать в ночь. Ведь это именно Ривьер решился выпускать пилотов в ночные полёты. Но один из них попал в страшную грозу… И всё же Ривьер решил не отступать от покорения ночи даже после осечки. Самолеты и впредь будут летать в любое время суток. И ночью. Мне же ближе эта цитата из книги «Ночной полёт»: «Хоть человеческая жизнь и дороже всего, но мы всегда поступаем так, словно в мире существует нечто ещё более ценное, чем человеческая жизнь… Но что?..». Потому что и эта книга, как и многие другие, именно меня в который раз учит тому, что нет на свете ничего ценнее, чем жизнь человека. И нет ничего и никого, кто мог бы заполнить пустоту, возникающую от потери человека. И как суха телевизионная информация: «Потерпел крушение такой-то самолет… Погибло столько-то человек...». Уже мало кто задумывается, что за этими безжизненными сводками кроются покалеченные судьбы. А Сент-Экзюпери нам об этом напоминает. Фабьена, пилота того самолета, который боролся с грозой, ждет жена, она сварила кофе. Радисты ждут послания с борта блокированного грозами самолета. Самолет борется… И наверное, поэтому я до последней страницы ждала, что самолет вернется. Но мне, как человеку, не знающему небо, свойственна его романтизация. Тем более, когда небо чистое. Или когда можно представить, но что похоже то или иное кучевое облако. А Сент-Экзюпери, как профессиональный летчик, более реально оценивал вещи. Наверное, он знал, что с небом шутки плохи. Но не боялся этого. Ведь он уже победил призрак. Факты: 1. Книга «Ночной полет» закончена в 1930 году, в Буэнос-Айресе. Впервые издана в 1931 году. В том же году книга получает литературную премию «Фемина». 2. В 1932 году американская фирма «Юнайтед артистс» ставит по книге фильм. 3. В 1939 году итальянский композитор Луиджи Даллапикола написал оперу «Ночной полет». |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508550 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() «Планета людей» Книга Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей» автобиографична. Это было наиболее ценно для меня. Благодаря лирико-философским размышлениям я лучше поняла, каким человеком был Сент-Экзюпери: честным, душевным, близким, любящим. Благодаря воспоминаниям Сент-Экзюпери я больше узнала о его жизни. Автор вспоминает не только о своих вылетах, он говорит о своих друзьях. Сент-Экзюпери рассказывает о друге Мермозе, который «покорял пески и горы, ночь и море». Ведь это Мермоз прокладывал дорогу через Анды, это он «взялся за разведку ночи», а когда «ночь была приручена, Мермоз взялся за океан». «Уже в 1931 году он впервые доставил почту из Тулузы в Буэнос-Айрес за четверо суток. На обратном пути у него что-то случилось с маслопроводом, и он опустился прямо на бушующие воды Атлантики. Оказавшееся поблизости судно спасло и почту и экипаж». Жан Мермоз погиб в 1936 году, во время перелета через Атлантический океан. В «Планете людей» Сент-Экзюпери рассказывает и о другом своем друге – Гийоме. Однажды он ушел в рейс через Анды, попал в аварию, была страшная буря, которая сбивала пилота с ног, и он двое суток ждал её завершения, спрятавшись под кабиной самолета. В сорокоградусный мороз он шел пять дней и четыре ночи, без еды и воды, «каждый день перочинным ножом расширял надрезы на башмаках, в которых уже не умещались обмороженные, распухшие ноги». Но Гийоме шел, потому что его ждали, он говорил себе: «Если жена верит, что я жив, она верит, что я иду. И товарищи верят, что я иду. Все они верят в меня. Подлец я буду, если остановлюсь!». И Гийоме дошел, он спасся. Анри Гийоме погиб в 1940 году, когда вел пассажирский самолет и был сбит неизвестными истребителями. Сент-Экзюпери не говорит громких слов о своих друзьях, но в каждой строчке, которая повествует об их подвигах, сквозит авторская гордость. Он рассказывает о том, как счастливы были пилоты, когда могли поговорить по душам, вспомнить свои приключения, как они дорожили своей дружбой. Сент-Экзюпери рассказывает и о себе, как он и механик Прево потерпели аварию в пустыне, как их мучила жажда, а воды не было, как они шли, шли, шли… Пока, к своей радости, не встретили араба, который спас их, избавил от жажды. Очень интересны философские размышления Сент-Экзюпери. Из каждой мелочи, каждой частности, очередного воспоминания рождается картина ценностей этого прославленного пилота. Мы понимаем, что Сент-Экзюпери не дорожил ничем материальным, истинной ценностью у него обладала дружба, любовь (правда, о ней он говорил совсем мало) и ощущение полета, которое ничто не может заменить. Для Сент-Экзюпери и его друзей-пилотов важно не то, что они перевозят почту из одного конца света в другой. Важен сам полет, это единение с природой, когда ты летишь и чувствуешь себя птицей. А иначе и объяснить нельзя эту любовь к летному делу в то время, когда моторы были ненадежны, когда пилот не знал, какой сюрприз ему может преподнести машина в очередном рейсе. Но пока могли, пилоты продолжали летать, ведь именно в полете они были свободны… Факт: «В 1938 году Сент-Экзюпери предпринял перелет Нью-Йорк – Огненная Земля, во время которого потерпел аварию в Гватемале. Находясь на лечении в Нью-Йорке, он пишет «Планету людей», над которой продолжает работать по возвращении во Францию. В начале 1939 года книга выходит в издательстве Галлимара. В том же году Французская академия присуждает книге Большую премию романа». ------- Цитаты из произведения Здесь. |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Мама-легенда
Регистрация: 06.05.2009
Адрес: С-Петербург
Сообщений: 5,687
Вес репутации: 2294079 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]()
Ой, а мне про Джастину вообще было не интересно читать, не было уже того трепета
![]() Кстати я сделала Рите дневничок, заходи к нам ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508550 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() «Бедные люди» О создании произведения В 1844 году, когда Ф.М. Достоевскому было 23 года, он начал работу над своим первым романом «Бедные люди». В это время Достоевский жил вместе с писателем Д.В. Григоровичем, который так вспоминает работу над романом: «Достоевский <…> просиживал целые дни и часть ночи за письменным столом. Он слова не говорил о том, что пишет; на мои вопросы он отвечал неохотно и лаконически; зная его замкнутость, я перестал спрашивать». Закончив роман (май, 1845 год), Достоевский прочитал его Григоровичу, а тот отвез рукопись Николаю Некрасову. Они за ночь прочитали весь роман, а утром Некрасов передал рукопись В.Г. Белинскому со словами «Новый Гоголь явился!». «Критик встретил такое заявление с недоверием, но уже вечером того же дня он просит Некрасова о скорейшей встрече с автором. Встретившись на следующий день с Достоевским, Белинский горячо приветствовал его и высоко оценил произведение. Достоевский считал, что эта встреча стала для него поворотным моментом, писатель укрепился в вере в себя, в свой талант и возможности». В январе 1846 года роман был опубликован в «Петербургском сборнике» Некрасова. Н.В. Гоголь хорошо отзывался о романе, но, как и некоторые другие современники, считал недостатком произведения его большой объем. А Достоевский считал, что в романе «слова лишнего нет», однако при подготовке романа к отдельному изданию (1847 год) немного сократил его. Также мелкие стилистические правки вносились в роман в 1860 и 1865 году, при подготовке Достоевским первых двух собраний его сочинений. О сюжете романа Книга написана в эпистолярном жанре (в форме писем). Главные герои – Макар Алексеевич Девушкин, которому под 50, и молодая женщина Варвара Алексеевна Добросёлова. Они живут в домах напротив друг друга, но встречаются редко, в основном общаются с помощью писем. Девушкин нежно привязан к Варваре, и хоть его жалование скромное, дарит ей подарки: виноград, цветы в горшках, конфетки, белье, достает ей книги… Варвара говорит, что это всё лишнее, она сама справится со своими трудностями, но почти всегда принимает подарки. А у Макара сапоги худые… зато Варвара с новым бельем! Впрочем, когда Девушкин, в силу своей несоразмерной зарплате щедрости, очень нуждается в деньгах, Варвара ему помогает, чем может. Послания Девушкина к Варваре полны заботы и внимания, он замечает каждую мелочь, например, опущенную занавеску на окне Варвары. И фамилия-то у него, можно сказать, говорящая: он как девушка чуток, полон романтизма. Конечно, эти чувства могут быть присущи и мужчине, но у Девушкина они немного более женственны. В одном из своих писем Девушкин рассказывает про очень жалостливый эпизод – про мальчика, который легко одет, ему холодно, а он просит милостыню, зажав в руках бумажку с надписью о том, что мать умирает, а надо прокормить троих детей: «Мальчик бедненький, посинелый от холода <…> ходит он, бегает, просит. Ходят люди, да некогда им. Сердца у них каменные; слова их жестокие. «Прочь! убирайся! шалишь!» Вот что слышит он от всех, и ожесточается сердце ребенка, и дрожит напрасно на холоде бедненький, запуганный мальчик, словно птенчик, из разбитого гнездышка выпавший. Зябнут у него руки и ноги; дух занимается». Столько писем в романе, а этот эпизод самый запоминающийся. И ещё финал тоскливый, когда Варвара уезжает с мужем, а Девушкин остается один, переезжает в квартиру, где она жила, смотрит на вещи, которые от неё остались, скучает и думает, как же он теперь будет без неё, ведь вряд ли они снова будут вести переписку, Варвара замужем… «Я вас, как свет господень, любил, как дочку родную, любил, я всё в вас любил, маточка, родная моя! И сам для вас только и жил одних! Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял, и наблюдения мои бумаге передавал в виде дружеских писем, всё оттого, что вы, маточка, здесь, напротив, поблизости жили. <…> Да что он вам-то, маточка, Быков-то? Чем он для вас вдруг мил сделался? Вы, может быть, оттого, что он вам фальбалу-то всё закупает, вы, может быть, от этого! Да ведь что же фальбала (оборка – фр. falbala)? Зачем фальбала? Ведь она, маточка, вздор! Тут речь идет о жизни человеческой, а ведь она, маточка, тряпка – фальбала; она, маточка, фальбала-то – тряпица. Да я вот вам сам, вот только что жалованье получу, фальбалы накуплю <…> Ведь вот я теперь и не знаю, что это я пишу, никак не знаю, ничего не знаю, и не перечитываю, и слогу не выправляю, а пишу, только бы писать, только бы вам написать побольше… Голубчик мой, родная моя, маточка вы моя!». Макар Девушкин. Иллюстрация Петра Боклевского. 40-е годы ХIХ века: ![]() Варвара Добросёлова. Иллюстрация Петра Боклевского. 40-е годы ХIХ века: ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508550 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() «Доктор Живаго» Как же я люблю рассказывать про интересные, понравившиеся мне книги! К таким относится и «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Но так было не всегда: ещё в школе я начинала читать это произведение и забросила. Теперь я всегда стараюсь дочитывать книги до конца, и в данном случае моё терпение было вознаграждено сторицей. Мне было трудно вчитываться, трудно читать про войну, революцию, гражданскую войну, партизанщину… Но с каким удовольствием я читала про мирное время, про любовь Лары и Юрия! Как красиво пишет Пастернак, какие он подбирает удивительно прекрасные сравнения!.. Но об этом я позже расскажу подробнее. Я не буду заострять свое внимание на политической стороне книги, на историческом фоне, об этом тяжело читать, это боль, страх, унижение, пожары, разруха, голод… Это то время, которое «оправдало старинное изречение: человек человеку волк. Путник при виде путника сворачивал в сторону, встречный убивал встречного, чтобы не быть убитым. Появились единичные случаи людоедства. Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные. Человеку снились доисторические сны пещерного века». Труднее всего мне было читать как раз об этом, а войне автор уделил много внимания. Главного героя, Юрия Андреевича Живаго, забрали в плен партизаны, он долгое время не видел жену и детей, не знал, что происходит с его возлюбленной Ларой… А потом сбежал, и история любви Лары и Юрия продолжилась… Живаго так и не обрел свою семью после пленения, хотя в плену часто думал о жене Тоне: «О Тоня, бедная девочка моя! Жива ли ты? Где ты? Господи, да ведь она должна была родить давно! Как прошли твои роды? Кто у нас, мальчик или девочка? Милые мои все, что с вами? Тоня, вечный укор мой и вина моя! Лара, мне страшно назвать тебя, чтобы вместе с именем не выдохнуть души из себя». Как мы видим, Юрий в то же время думал и о Ларисе: «О как он любил её! Как она была хороша! Как раз так, как ему всегда думалось и мечталось, как ему было надо! Но чем, какой стороной своей? Чем-нибудь таким, что можно было назвать или выделить в разборе? О нет, о нет! Но той бесподобно простой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом сверху донизу творцом, и в этом божественном очертании сдана на руки его душе, как закутывают в плотно накинутую простыню выкупанного ребенка». Тоня и Юрий выросли вместе, поженились, у них родился сын. Но пути Юрия и другой женщины, Лары, часто пересекались… Юрий старался «изо всех сил не любить её, так же как всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о семье и близких». Но не любить Лару не получалось, и доктор мучался этой двойственностью, ведь и жена Тоня была ему дорога: «Он любил Тоню до обожания. Мир её души, её спокойствие были ему дороже всего на свете. Он стоял горой за её честь, больше, чем её родной отец и чем она сама. В защиту её уязвленной гордости он своими руками растерзал бы обидчика. И вот этим обидчиком был он сам». Говорят, что Живаго – любимый герой самого автора. Пастернак прорисовывает его характер заботливо, наделяет его недюжинным умом, любовью к размышлениям, умением анализировать различные поступки, в конце концов, даже на литературном и научном поприще Юрий добивается определенного успеха, он пишет красивые стихи. Стихи Юрия Живаго лиричны, образны, певучи. Сам Пастернак говорил, что Юрий Живаго как поэт «будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Юрию Живаго не хватало одного: упорства в достижении целей, он больше подчинялся обстоятельствам. Возможно, такое время было, которое ломало человека, возможно, такой характер, или так всё совпало. Но Юрий не нашел свою семью, бросил эти попытки, отпустил Лару, зная, что они вряд ли увидятся снова. И умер в тот момент, когда, с помощью сводного брата, нашел работу и в первый раз ехал на место службы. От него остались дети и стихи. «Но кто мы и откуда, Когда от всех тех лет Остались пересуды, А нас на свете нет?» (из стихотворения «Свидание»). А ещё осталась история любви, в которой растворялись Лара и Юрий. «Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других Как бы им в даренье» (из стихотворения «Свадьба»). |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508550 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]()
История любви, которая и сама растворилась, как дым… Но какая же она была красивая!
«О какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая! Они думали, как другие напевают. Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим ещё, может быть, больше, чем им самим. Незнакомым на улице, выстраивающимся на прогулке далям, комнатам, в которых они селились и встречались. Ах вот это, это вот ведь, и было главным, что их роднило и объединяло! Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной. Они дышали только этой совместностью. И потому превознесение человека над остальной природой, модное нянчение с ним и человекопоклонство их не привлекали. Начала ложной общественности, превращенной в политику, казались им жалкой домодельщиной и оставались непонятны». «Доктор Живаго» - очень нежное произведение. Вспомним, например, те строчки, где автор рассказывает, как Юрий разговаривал с собою после расставания с Ларой и её дочкой Катенькой: «Прощай, Лара, до свидания на том свете, прощай, краса моя, прощай, радость моя, бездонная, неисчерпаемая, вечная». И ещё: «Прелесть моя незабвенная! Пока тебя помнят вгибы локтей моих, пока ещё ты на руках и губах моих, я побуду с тобой. Я выплачу слезы о тебе в чем-нибудь достойном, остающемся. Я запишу память о тебе в нежном, нежном, щемяще печальном изображении. Я останусь тут, пока этого не сделаю. А потом и сам уеду. Вот как я изображу тебя. Я положу черты твои на бумагу, как после страшной бури, взрывающей море до основания, ложатся на песок следы сильнейшей, дальше всего доплескивавшейся волны. Ломаной извилистой линией накидывает море пемзу, пробку, ракушки, водоросли, самое легкое и невесомое, что оно могло поднять со дна. Это бесконечно тянущаяся вдаль береговая граница самого высокого прибоя. Так прибило тебя бурей жизни ко мне, гордость моя. Так я изображу тебя». И сравнения. Вернемся, всё же, к ним. Пастернак говорит о липах, которые в поезде проезжает Юрий: «Доктор не мог подойти к окну вследствие давки. Но он и не глядя видел в воображении эти деревья. Они росли, наверное, совсем близко, спокойно протягивая к крышам вагонов развесистые ветки с пыльной от железнодорожной толкотни и густой, как ночь, листвой, мелко усыпанной восковыми звездочками мерцающих соцветий. Это повторялось весь путь. Всюду шумела толпа. Всюду цвели липы». Автор сравнивает вечер с вербой: «Морозный, прозрачно-серый, сердобольный, как пушинки вербы». Ещё одно сравнение: «Окна в снежной сетке инея налиты розовым жаром зари, которая рдеет в них, как красное вино, разлитое по хрустальным бокалам». А как красиво Пастернак говорит о заснеженной рябине - «рябина в сахаре»! «Она была наполовину в снегу, наполовину в обмерзших листьях и простирала две заснеженные ветки вперед навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые и, ухватившись за ветки, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движением рябина осыпала его с ног до головы. Он бормотал, не понимая, что говорит, и сам себя не помня: - Я увижу тебя, красота моя писаная, княгиня моя рябинушка, родная кровинушка». Б. Пастернак рассказывал о том, как много значил для него роман «Доктор Живаго»: «”Живаго” – это очень важный шаг, это большое счастье и удача, какие мне даже не снились. Но это сделано, и вместе с периодом, который эта книга выражает больше всего, написанного другими, книга эта и её автор уходят в прошлое, и передо мною, ещё живым, освобождается пространство, неиспользованность и чистоту которого надо сначала понять, а потом этим понятым наполнить». Но автор не успел выполнить эту новую задачу. А я рада тому, что есть – этому роману, этой удивительной истории любви, которая могла бы быть самой обыкновенной, если бы не поэтичное, лиричное, красивое описание Пастернака. Так цветок пробивается через асфальт. Так среди хаоса и разрухи расцвела любовь Юрия и Лары… Факты: 1. «Доктор Живаго» был начат в декабре 1945 года, последние изменения в его текст были внесены в декабре 1955-го». 2. «Смерти не будет» - первое название романа в карандашной рукописи 1946 года. Здесь же эпиграф из Откровения Иоанна Богослова: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопль, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». 3. Роман не печатали на родине 30 лет. ------- Цитаты из романа Здесь. |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508550 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() «Серебряные коньки» «Подольше посмотрите на Ханса <…>, ведь вы много лет не будете встречаться с ним». Зрит в корень автор книги «Серебряные коньки» Мери Мейп Додж! Ведь это удивительно: как мы свыкаемся с героями книги. И закрывая последнюю страничку, навсегда оставляем где-то в тайниках нашей памяти воспоминания о них… С хорошими людьми, пусть это только герои книги, не хочется расставаться. Как и не хочется терять то душевное тепло, которое дает книга… Удивительно добрая, душевная книга. Произведение о честных, любящих, трудолюбивых, неунывающих людях. Герои книги – дети Ханс и Гретель. Их отец, Рафф Бринкер, работая на плотине, получил травму и утратил связь с реальностью. Забота о детях легла на плечи тетушки Бринкер. На долю семьи выпало много трудностей, но они никогда не унывали, а на лице мальчика, казалось, было написано: «внутри всё хорошо». Случай сводит дружную семью со знаменитым хирургом, он проводит операцию, и Рафф Бринкер выздоравливает. С этого момента наступает счастливое время в семье Бринкеров… Ещё один герой произведения – Голландия. Мери Додж рассказывает о нравах и обычаях голландцев, проводит экскурсию по знаменитым музеям Амстердама, Лейдена и Гааги. Читатель узнает, что голландцы особо почитают лебедей и аистов, а в одном из музеев находит модель хижины, в которой жил Петр I. Автор не раз вспоминает этого известного русского государственного деятеля, который в Голландии работал простым плотником, чтобы накопить знания для развития кораблестроения в России. Американка Мери Додж с нежностью рассказывает о Голландии, не забывая упомянуть голландские истории, которые передаются из поколения в поколение, которые знает каждый голландский школьник. Книга познавательна и интересна. А начиналось всё так… В середине 50-х годов ХIХ столетия в домике нью-йоркского адвоката «по вечерам у пылающего камина молодая мать Мери Додж рассказывала своим двум сыновьям сочиненную ею занимательную историю жизни маленького голландца Ханса Бринкера». Но адвокат Додж неожиданно умирает, молодая женщина отныне одна заботится о сыновьях. История Ханса Бринкера легла в основу произведения «Серебряные коньки». Повесть увидела свет в 1865 году и в течение 30 лет была переведена на многие языки и выдержала более ста изданий. Повесть будет интересна не только детям, но и взрослым. Взрослые узнают сведения о Голландии, дети будут с увлечением следить за дружбой между голландскими школьниками. И конечно, в любом возрасте интересно читать об открытых, честных, добрых людях. Которые любят друг друга в любых ситуациях, поддерживают друг друга несмотря ни на что, вместе проходят трудности, и которых, в конце концов, ожидает счастье. Ханс Бринкер завязывает коньки своей сестре Гретель, иллюстрация из французского перевода романа 1876 года: ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508550 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() О Владимире Высоцком Я читала о Владимире Высоцком и раньше, но книгу его жены, французской актрисы Марины Влади – «Владимир, или Прерванный полет» - прочитала только недавно. Если говорить о книге, то получится очень лично, так, как и сама книга. И пусть это будет мой самый короткий отзыв о произведении, я хочу сказать только одно: спасибо Марине Влади за книгу. И всё же я не могу не привести несколько отрывков из книги. - «Я вспоминаю тревожные часы, проведенные мной в Театре на Таганке, когда Юрий Любимов и вся его труппа показывают новый спектакль «представителям культуры». Эти люди могут одним словом перечеркнуть несколько месяцев работы, и они не отказывают себе в этом удовольствии. Каждый раз судьба нового спектакля висела на волоске. Твои концерты отменяются иногда прямо перед выходом на сцену, чаще всего под предлогом твоей болезни, что приводит тебя в бешенство: тебе не только запрещают петь, но сваливают на тебя же вину за сорванный концерт. Твои песни для фильмов, прошедшие цензуру, все же «не пускают» как раз перед премьерой, и картина становится увечной. Тексты, неустанно посылаемые в Главлит, неизменно отсылаются обратно с преувеличенно вежливыми сожалениями. На нескольких маленьких пластинках, появившихся за двадцать лет работы, записаны самые безобидные песни, отобранные из более чем 700 текстов. Полное молчание по радио, телевидению и в газетах, а между тем в стране нет, пожалуй, ни одного дома, где почти каждый день не слушали бы Высоцкого. Эти беспрерывные притеснения изматывают тебя душевно, поскольку твоя всенародная популярность, как бы она ни была велика, не компенсирует в твоих глазах отсутствие официального признания. Я часто удивляюсь, почему тебя это так беспокоит, но ты с горечью отвечаешь: «Они делают всё, чтобы я не существовал как личность. Просто нет такого – и всё». До самого конца ты будешь безрезультатно пытаться заставить признать тебя как поэта». - В. Высоцкий: «Я не пишу для определенной категории зрителей, я стараюсь затронуть душу людей вне зависимости от их возраста, профессии, национальности. Я не люблю легких песен. Я не люблю, чтобы на моих концертах люди отдыхали. Я хочу, чтобы моя публика работала вместе со мной, чтобы она творила. Наверное, так установилась моя манера. Моя песня – это почти крик». Сейчас во мне борются два порыва: желание красиво-красиво написать о замечательном человеке, гениальном творце Владимире Высоцком, и желание оставить всё, как есть. Сейчас Высоцкий признан не только народом, но и «официально», много было сказано до меня. Я остановлюсь. Я думаю, мои дополнения будут лишними. Но если вы не читали книгу Марины Влади, а вам бы хотелось узнать что-то новое о жизни Владимира Высоцкого, то, пожалуйста, книга «Владимир, или Прерванный полет» ждет вас. ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508550 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() "В поисках Стржельчика" Книга «В поисках Стржельчика. Роман-интервью о жизни и смерти артиста» написана в форме интервью. Как видно из названия, эта книга о народном артисте СССР Владиславе Стржельчике. Написал её народный артист России Андрей Толубеев, который был коллегой В. Стржельчика по петербургскому Большому драматическому театру им. Г.А. Товстоногова. Владислав Стржельчик ![]() Андрей Толубеев ![]() Когда Владислав Игнатьевич покинул наш мир, Андрей Толубеев начал проводить беседы с теми, кто знал Стржельчика. Это были и жена В.Стржельчика, Людмила Шувалова, и его партнеры по сцене – Людмила Макарова, Алиса Фрейндлих, Светлана Крючкова, Олег Басилашвили, Сергей Юрский и многие другие. В книгу вошли беседы с сотрудниками театра – гримёрами, костюмерами, реквизиторами, а также воспоминания друзей и хороших знакомых, в числе которых Михаил Боярский и Александр Розенбаум. Из бесед и воспоминаний самого автора сложилась книга о Стржельчике, которая повествует не только об этом блистательном артисте, но и о других актерах, рассказывает о театральном мире того времени. Всё же в первую очередь эта книга о Владиславе Стржельчике, поэтому в своём отзыве я буду рассказывать, в основном, о нём. Я видела В. Стржельчика в телевизионных спектаклях, немного в фильмах, но к сожалению, я не так много его знала и совсем не застала на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова. Книга Андрея Толубеева помогла мне приблизиться к артисту и человеку В. Стржельчику и лучше узнать его жизнь. Книга открыла передо мной мир известнейшего театра нашей страны. На мой взгляд, величие В. Стржельчика в его доброте. Сейчас я не говорю о его актерском таланте, это важно, но для меня куда важнее его доброта. О душевности Стржельчика говорит едва ли не каждый респондент А. Толубеева. Вспоминает актриса Валентина Николаева: «Потребность делать добро была в нем большая. Он всегда помогал, если мог помочь. Квартиру, больницу, пенсию, ремонт… И получал от этого удовольствие…». Светлана Крючкова отмечает удивительное чувство такта и умение В. Стржельчика работать в паре, в команде: «Он обладал замечательной особенностью – где бы, в какой бы позиции он ни пребывал в комнате, он никогда не стоял спиной к женщине. Этого никогда не было на сцене, и этого никогда не было в жизни. Когда он играл аристократов, дворян, ни у кого не возникало сомнение по поводу происхождения его героя, ему верили. Верили каждому движению и жесту. Блистательно владел тростью, цилиндром и перчатками». «Он – последний барин русского театра». «Есть очень хорошие актёры, но плохие партнёры, а есть замечательные партнёры, но артисты неблистательные. У него сочетание было просто идеальным: он был артист великолепный, блистательный – и был замечательный партнёр. Помню ощущение праздника, желание идти в театр, когда он играл». Светлана Крючкова ![]() О добром нраве В. Стржельчика мы узнаем и из беседы с актрисой, народной артисткой СССР Валентиной Ковель: «Он брал от жизни максимум. <…>Он всё делал, он везде успевал и находил в этом радость и удовольствие от жизни. На него было всегда приятно смотреть, потому что от него исходило жизнелюбие. Он радовался всему и всегда – это большое достоинство человека. Я никогда не видела его удручённым. Ну, были какие-то там в театре дела, его тревожащие, но во всяком случае, я не видела его в унынии. <…> Его улыбка, его жизнелюбие, его страсть к жизни всегда были с ним. Вот это его отличало от других. С первого, того самого момента нашей встречи в общежитии я запомнила его отношение к жизни и его брызжущую через край радость жизни». Валентина Павловна рассказывает и о том, как много значила работа в театре для Владислава Игнатьевича: «Все мы понимаем, что для нас, для каждого – театр. <…> Театр – это всё, театр – наша жизнь, театр – наша боль, театр – наши нервы, театр – наше здоровье. <…> Для него театр был действительно всё. <…> Ему никогда не были безразличны мелочи театра. <…> Его интересовала судьба и домашний быт тех артистов, которым жилось тяжело. Он помогал им… <…> Он не мыслил, чтобы в театре от кого-то пахло чем-то не тем, несмотря на то, что он любил застолья. Для него сцена – священное место». Валентина Ковель ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508550 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]()
Респонденты А. Толубеева не раз отмечали, что театр занимал едва ли не главное место в жизни В. Стржельчика, был чуть ли не главнее семьи, при том, что его жена Людмила Шувалова была прекрасной, гостеприимной хозяйкой. Но театр действительно был очень важен для артиста Стржельчика, он ответственно относился к своей работе, заранее приходил перед спектаклем, каждый раз повторял текст, хотя знал все роли назубок, любил дисциплину. Театровед, заслуженный деятель искусств РСФСР Дина Шварц говорила, что она редко с артистами правила тексты, но «со Стржельчиком такая работа вошла в традицию», потому что он обладал «безупречной интуицией в отношении литературного текста пьесы».
Д.М. Шварц, 50-е годы ![]() Актёр, народный артист РСФСР и Украины Валерий Ивченко рассказывает о работе Владислава Стржельчика с режиссером театра Георгием Александровичем Товстоноговым: «Владислав Игнатьевич полностью отдавал себя Георгию Александровичу и радостно импровизировал в русле его видения и его понимания. Он более всех доверял Товстоногову и более всех пытался исполнить и оправдать то, что режиссёр от него требовал. И когда что-то не получалось, он не искал в ком-то виновного, а только в себе самом. Никогда не перекладывал вину на партнёра». Валерий Ивченко ![]() Артист Владислав Стржельчик неотделим от театра, в котором он работал. Когда в театр пришёл режиссер Г.А. Товстоногов, Стржельчик из героя превратился в характерного артиста, а сам театр заиграл другими красками. Билеты в БДТ было не достать, перед входом стояла длинная очередь. Чем творческая манера Товстоногова отличалась от методов других режиссёров, рассказывает актёр, поэт, писатель, режиссёр, заслуженный артист РСФСР Владимир Рецептер: «Чем он отличался от других? Наверное, тем, что искал роль в артисте, а не в себе и своей концепции. <…> Он обладал счастливым свойством – подхватить и развить в артисте то, что в нём уже завиднелось, замаячило, и подсказать следующие шаги, которые ещё не видны и не слышны исполнителю. Это ещё время, когда он может в нужную клавишу попасть, а может и промазать. И вот с этого момента, когда актёр попадает в нужную клавишу, вот тут его подхватывает Товстоногов. Но сначала они ищут вместе вслепую. <…> Конечно, при этом он мог и подтолкнуть к чему-то и подбросить что-то такое, от чего заиграет вся сцена». Г.А. Товстоногов ![]() Г.А. Товстоногов репетирует ![]() В.И. Стржельчик, Б.С. Рыжухин, Л.И. Макарова, Г.А. Товстоногов ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Мама-академик
Регистрация: 14.09.2010
Адрес: Петербург; Валдай
Сообщений: 1,468
Вес репутации: 508550 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]()
Большинство бесед были проведены в середине 90-х годов прошлого века. Разговор нередко заходит о том, что театр изменился, масштаб уже не тот. Актриса, заслуженная артистка РФ Марина Адашевская отмечает (1996 год): «Сейчас перед постановкой стал бы кто-нибудь читать «Идиота»? Может быть, в лучшем случае, только инсценировку, в худшем – только свою роль. <…> А тогда к Товстоногову прийти надо было абсолютно готовой, с прочитанным романом. У нас была такая Александра Никифоровна, которая приносила нам литературу: «Вы играете эту роль – вот вам такая литература». Она сама была актриса и делала это не по совместительству, а по душе. <…> Потом была Роза Абрамовна Сирота. <…> У неё тоже лежала кипа всякой литературы. И о ролях говорилось не просто так: «В это время икс думает об этом и том». Знали всю эпоху, в том числе как надеть костюм и как его носить».
Марина Адашевская ![]() Изменился не только театр. О том, что сталось с кинематографом, говорит Михаил Боярский (1996 год): «Я не буду пока сниматься в кино. <…> Кино стало производством, там всё на поток поставлено. Раньше мы делали пирог к празднику. Тщательно, старательно и радостно. А сейчас серийное производство пирожков. <…> Наверное, я ошибаюсь во многом, но я живу больше ощущениями, запахами, чувствами, а не логикой. Она сейчас давит всё». Мы отвлеклись от В. Стржельчика. Напоследок я расскажу о том, как его любили в театре. Театровед, заслуженный деятель искусств РФ Ирина Шимбаревич вспоминает: «Болезнь выявила, как все его любили. Уже после операции ко мне подходили монтировщики и говорили: «Если ему надо заново учиться ходить по коридору – одна сторона у Владислава Игнатьевича была парализована, - пожалуйста, мы составим расписание и поможем ему, будем приходить по очереди в свободное время. <…> В день операции в кабинете побывали все, кто играл спектакль. Никто не ушёл, не узнав, как она идёт. Все интересовались, спрашивали, что нового. <…> Каждый новый день начинался с вопроса: чем можем помочь?!». Владислава Игнатьевича любили при жизни. За его отзывчивость, внимательность, доброту. И я думаю, я не погрешу против истины, если скажу, что многие люди продолжают любить его и сейчас. И относиться это будет не только к его близким. Кратко о Владиславе Стржельчике. 1. Дружил с Ефимом Захаровичем Копеляном. Ефим Копелян ![]() 2. «Одно из любимых и употребляемых по разным поводам» слов было: «Не хулигань! Не хулигань!». 3. Любил сладкое. Из беседы с зав. костюмерным цехом БДТ Татьяной Рудановой: «Я от жены знаю – холодильник дома всегда был забит сладким». 4. Очень следил за собой. Актёр, народный артист РСФСР Геннадий Богачёв отмечал, что в театре В. Стржельчика «привыкли видеть в свежайшей и накрахмаленной сорочке». <…> Костюм, одеколон, носки, ботинки и носовой платочек – это вызывало восхищение, и хотелось ему подражать». Геннадий Богачёв ![]() 5. В конце записки о В. Стржельчике актриса, народная артистка РСФСР М.А. Призван-Соколова написала: «Когда грянула война, я помню, во время собрания труппы в фойе театра на призыв «Добровольцы, на фронт!» Стриж первым шагнул вперед. И всю войну был с действующей армией». В.А. Любимова "Снежок", в роли Джейн - М.А. Призван - Соколова, 1949 год ![]() 6. Из беседы с художником-технологом, заслуженным работником культуры РСФСР Владимиром Кувариным: «Есть люди, которые ради популярности могут всё что угодно, а он не разбрасывался на популярность». 7. Из беседы с Ириной Шимбаревич: «Для меня Владислав Игнатьевич всё делал вкусно. Умел дарить цветы, ухаживать за женщинами. Обожал взбитые сливки с черносливом, фруктовый салат со сметаной и торты. У него были конфеты разных фабрик – обожал! Только хороший человек, мне кажется, может так любить сладкое». Л.П. Шувалова и В.И. Стржельчик, 50-е года ![]() |
![]() |
![]() |